Время шло. Развитие парфюмерии так же не стояло на месте.
Жидкий парфюм появился в Европе, как принято считать в 1370 году, когда один монах, имя которого не сохранилось, преподнёс заболевшей семидесятилетней королеве Венгрии Елизавете душистую воду, которая при приёме внутрь, помогла ей не только выздороветь, но и помолодеть настолько, что по преданию, в неё влюбился двадцатилетний король Польши, и сделал ей предложение. Что это было точно за средство, осталось неизвестным. Но всё же учёные считают, что «Вода королевы Венгрии» была изготовлена на основе розмарина. В итоге венгры стали первыми производить первые духи, близкие к современным из смеси ароматных масел с алкоголем.
Во время эпидемии чумы использовался специальный сосуд, имеющий форму металлического шара, который назывался – помандер, в который наливали парфюмерные масла, амбру, мускус, смолы. Все эти лекарственные смеси просачивались через ажурные украшения шара и, как считалось, оказывали целительное воздействие на людей.
Известный путешественник и купец Марко Поло привёз на родину из своих путешествий пряности – корицу, имбирь, шафран, перец, мускатный орех и почки гвоздики, кардамон.
Венеция в XII веке стала столицей по переработке пряностей с Востока.
И только открытие Америки в XV веке покачнуло завоёванное Венецией положение.
Создание жидких духов в XIV века подтолкнуло к созданию сосудов и флаконов для них.
Появились золотые и серебряные сосуды различной формы, овальные, круглые, разделённые на несколько долек. При этом в каждой дольке было другое вещество. Например, в одной ароматное масло, в другой, смола, в третьей мускус или амбра и так далее. По венецианским технологиям флаконы изготавливали из хрусталя, из белого молочного цвета стекла, похожего на восточный фарфор. Для изготовления флаконов использовали так же медь, чернёное серебро, золото с эмалью.
Флакончики крепили в поясу, к руке или носили на шее.
Торговлю пряностями подхватили португальцы, испанцы, потом голландцы и все они способствовали появлению всё новых продуктов, из которых получали ароматные вещества.
Вновь появившиеся ароматические воды состояли уже не просто из одного компонента, например розовая или лавандовая вода, но имели в своём составе другие цветы, пряности, мускус, амбру.
Эти воды использовались не только в лечебных, но и в гигиенических целях.
В 1608 году во Флоренции в монастыре Сайта Мария Новелла открылась первая парфюмерная фабрика. Покровительство монахам-доминиканцам оказывал Папа Римский и богатейшие вельможи.
В XVII веке увлечение парфюмерией приобретает массовый характер. Конечно, ажиотаж касается только богатых людей, так как хорошая парфюмерия во все времена было недешёвым удовольствием.
Искусство парфюмерии, которое процветало в Италии, тайны технологии и продукты были вывезены во Францию в XVI веке личным парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентинцем.
Для того, чтобы сохранить секреты технологий лаборатория была соединена с апартаментами королевы тайным проходом.
Первая скрипка теперь у Франции.
Пудры покрывают лица и парики многочисленных придворных Короля-Солнца, одежды их благоухают всевозможными парфюмерными водами.
В 1656 году появляется корпорация перчаточников-парфюмеров, которой покровительствовали сначала Людовик XIII, а потом и Людовик XIV. Перчатки пользовались большим спросом у аристократии, но несовершенство технологии дубления кожи оставляло не просто неприятный, а тошнотворный запах на коже. Вот тогда и было решено отдушивать перчатки сильными ароматами. Всё бы ничего, но торговцы всегда отличались беспардонностью и жадностью, так что в случае с перчатками, они воспользовались случаем и подмяли под себя монополию на распространение парфюмерии, оттеснив фармацевтов, алхимиков и производителей продуктов дистилляции.
К этому времени культивирование цветов для парфюмерии, начавшееся в XIV веке на юге Франции превратилось в ведущую отрасль.
В 1709 году торговец специями из Кёльна, француз Жан-Мари Фарина создал «Кельнскую воду», которую привезли во Францию.
Эта вода пришлась по вкусу Наполеону. Эту продукцию назвали одеколоном от французского «eau de cologne».
Несмотря на то, что Наполеон был равнодушен к парфюмерии, и он сам и его окружение стали её крупными потребителями. Каждый день слуга мазал его с головы до ног одеколоном, который выпускал Жан-Мари Фарина. Специально для Наполеона парфюмер создал флакон в виде валика, чтобы Император мог носить его в сапогах. Наполеон покупал до 60 таких флаконов в месяц. Бонапарт утверждал, что этот одеколон стимулировал работу его мозга.
Первая жена Наполеона Жозефина всегда обожала сильные ароматы, её даже называли «сходящей с ума по мускусу». Туалетная комната Жозефины в Мальмэзоне настолько сильно пропиталась смесью мускуса, ванили и амбры, что и семьдесят лет спустя этот запах продолжали чувствовать входящие туда люди.
На свои любимые духи фирмы Любен и Убиган Жозефина ежегодно тратила целое состояние.
Кроме парфюмерных вод, популярностью пользовались туалетные уксусы, которым приписывались дезинфицирующие свойства.
Наиболее известный из существовавших уксусов был изготовленный в Марселе во время эпидемии чумы в 1720 году «Уксус четырёх воров».
Предание гласит, что четверо воров грабили трупы погибших от чумы и избежали заражения. Когда их поймали, они чтобы избежать кары, раскрыли властям секрет средства, которое оградило их от заражения.
Этот рецепт был тут же расклеен на всех стенах заражённого города. Учёные же считают, что уксус отгонял насекомых разносчиков болезни.
К XVIII веку плантации, на которых выращивались ароматические растения, заняли большую часть окрестностей Грасса.
В 1724 году был создан Устав парфюмеров Грасса, использование первых современных перегонных аппаратов окончательно закрепило специализацию города. За время с 1770 до 1900 года. появились такие крупные фабрики, как: Ширис (1768 г.), Л.Т. Пивер (1774 г.), Лантье (1795 г.), Рур-Бертран-Дюпон (1820 г.), Созьо (1840 г.), Роберте (1850 г.) и Пэйан-Бертран (1854 г.).
Коммерческим партнёром Грасса стал Париж.
Франция и в наше время остаётся ведущей страной по производству и торговлей парфюмерией.
Для использования парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, которые получают из растительного, животного и химического сырья.
Композиция составляет от массы духов от 10 до 50%.
Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат, лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. При помощи паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла.
Из листьев, семян, мха делают настои.
Из растительного сырья так же получают смолы и бальзамы.
Из растительного же сырья химическим путём изготовляют и синтетические душистые вещества, которые потом комбинируют и получают ароматы, не имеющие аналогов в природе.
Необходимое эфирное масло получают методом прессования, методом отгонка водяным паром «мацерацей» то есть настаиванием в течение длительного времени на спирте, «экстракции» то есть методом «извлечения», когда летучие ароматные вещества получаются при помощи воздействия специальных летучих растворителей.
Процесс извлечения душистых веществ из сырья может длиться от нескольких часов до 1 года.
Животное сырьё считается самым дорогим, поэтому используется в минимальных дозах только для закрепления стойкости ароматов.
К животному сырью, которое является продуктом жизнедеятельности того или другого животного относятся амбра, мускус, цибет, кастореум.
Мускус является секретом, выделяемым мускусными крысами и кабаргами.
Цибет извлекают из экскрементов хищных млекопитающих, которые употребляют в пищу кофейные плоды.
Амбра является одним из самых дорогих и редких веществ, получают её из выделений кашалотов, которые образуются при нарушении работы их пищеварительного тракта, в кишечнике.
Кастореум или «бобровая струя» вырабатывается пахучими железами бобров. Бобрам это вещество нужно для пометок их территории.
Химическое сырьё стало доступно парфюмерам, благодаря развитию химии. В лабораторных условиях создаётся вещество, которое в точности повторяет ароматы растительного и животного происхождения.
Это даёт возможность не только сэкономить деньги, но и сберечь редких животных и растения.
При изготовлении духов используют растворители и красители.
В XVIII веке появилась ароматическая вода с запахом, включающим в себя аромат розмарина, неролы, бергамота и лимона, которую сначала добавляли в воду при принятии ванн, в воду для полоскания рта, в воду для стирки, в вино, на сахар.
В конце XVIII века парфюмеры продавали свои ароматную воду в одноразовой таре длиной от 15 до 20см из обычного стекла, которую украшали золотой росписью и половинками бусин. В этой таре были небольшие полости в форме капли. В них наливались жидкие ароматы, и именно они послужили прототипом современных духов пробников